МЕХАНИЧЕСКИЙ ИМПЕДАНС
БИОЛОГИЧЕСКИХ МЯГКИХ ТКАНЕЙ

Общие сведения
Средства измерения
Эксперимент
Спектральные измерения
Одночастотные измерения
Моделирование природы
Публикации
Дополнительная информация
Телефон:
(831) 416 49 86
E-mail:
eugene@appl.sci-nnov.ru
English version
Назад
Радиофизика в медицине
ИПФ РАН

СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЯ

Первые эксперименты с регистрацией импедансных характеристик биотканей проводились на стационарной лабораторной установке, основанной на виброзадающей и виброизмерительной аппаратуре фирмы Bruel & Kjer (рис.1), сначала по методике одночастотного деформирования, а затем по методике шумового возбуждения с регистрацией частотных зависимостей средствами спектрального анализатора. Впоследствии для удобства экспериментальных исследований и расширения возможностей их проведения вне лаборатории были построены портативные электронные приборы (рис.2), реализующие методику одночастотных измерений импедансных характеристик и мониторинга их временной динамики в ходе различных процессов, которая была названа “Вибрационной вискоэластометрией”. Еще позже были построены программно-аппаратные комплексы, реализующие подобные измерения средствами специализированных программ.

Рис.1.
Установка Вибростенд

Рис.2.
Вибрационный Вискоэластометр ВВЭМ-03

Рис.3.
Миовискоэластометр

Комплекс первого поколения (рис.3) использовал датчик ВД-1 (рис.4а), ISA плату интерфейса и работал в среде MS DOS. В комплексе второго поколения (рис.5) использованы модифицированный датчик ВД-2 (рис.4б) и модифицированные алгоритмы обработки сигналов, но та же ISA плата интерфейса, ограничивающая возможность его использования операционными системами Windows 95/98/ME на настольных компьютерах с ISA шиной.

Рис.4а.
Датчик ВД-1

Рис.4б.
Датчик ВД-2

Рис.4в.
Датчик ВД-3М

На основе ввода сигналов датчика ВД-2 через стерео вход стандартной звуковой платы был построен также комплекс “Спектрограф” (рис.6), реализующий методику измерения частотных зависимостей импедансных характеристик.

Рис.5.
Вискоэластограф ВЭМ-2

Рис.6.
Спектрограф

Современные комплексы третьего поколения для “Регистрации Временной Динамики Механического Импеданса и Динамической Жесткости” (рис.7) и для “Регистрации Спектров Механического Импеданса и Динамической Жесткости” (рис.8) используют датчики ВД-3М (рис.4в) и USB или LineIn интерфейс, что обеспечивает возможность их работы, в том числе, на портативных компьютерах в любой операционной системе.

Рис.7.
Вискоэластограф “РВД МИДЖ”

Рис.8.
Спектрограф “РСп МИДЖ”

В комплексах первого поколения измерения производились при установке датчика на горизонтальную поверхность, то есть при дозировании прижатия датчика к тканям собственным весом. В комплексах второго поколения дозирование силы давления датчика на ткани осуществлялось внешними механическими устройствами – пружинными (рис.5) или рычажными (рис.6). Существенным преимуществом комплексов третьего поколения является наличие электронной системы дозирования прижатия датчика к тканям, обеспечивающей возможность проведения стабильных измерений при удержании датчика в руке оператора.

MECHANICAL IMPEDANCE
OF BIOLOGICAL SOFT TISSUES

General information
Measuring means
Experimental study
Spectral measurements
Single-frequency measurements
Physical models
Publications
Additional information
Phone: (7 831) 416 49 86
E-mail: eugene@appl.sci-nnov.ru

Back
Radiophysics in medicine
IAP RAS

MEASURING MEANS

The first experiments with registration of impedance characteristics of biological tissues were performed on the stationary laboratory setup, based on vibration-exciting and vibration-measuring equipment of the Bruel & Kjer company (fig.1), firstly by the method of single-frequency vibration excitement, then by the method of noise-type vibration excitement and registration of frequency dependencies by the facilities of spectra analyzer. For the expansion of the experimental studies outside of laboratory the portable electronic devices (fig.2) were built subsequently, realizing the method of single-frequency measurement of impedance characteristics and their temporal dynamics monitoring in the course of various processes. This method was named as Vibrational Viscoelastometry. Else later the PC-based devices were built, realizing such measurements by the facilities of specialized programs.

Fig.1.
Vibrostend Laboratory set

Fig.2.
Vibrational Viscoelastometer
VVEM-03

Fig.3.
Myoviscoelastometer

The PC-based device of the first generation (fig.3) used the gauge VD-1 (fig.4a), the ISA interface card and operated in the MS DOS. The PC-based device of the second generation (fig.5) used the modified gauge VD-2 (fig.4b) and modified algorithms of signals processing, but the same ISA interface card, restricting its operation by the desktops with ISA bus and by Windows 95/98/ME.

Fig.4a.
Gauge VD-1

Fig.4b.
Gauge VD-2

Fig.4c.
Gauge VD-3M

On the base of VD-2 signals acquisition through the Line IN input of the standard sound card the PC-based device Spectra Recorder (fig.6) was built, realizing the method of measurement of frequency dependencies of impedance characteristics.

Fig.5.
Viscoelastograph VEM-2

Fig.6.
Spectra Recorder

The modern PC-based devices of the third generation for the Temporal Dynamics Recording of Mechanical Impedance and Dynamic Stiffness (fig.7) and for the Spectra Recording of Mechanical Impedance and Dynamic Stiffness (fig.8) use the gauge VD-3M (fig.4c) and USB or Line IN interfaces, providing their operation on portable computers in any Windows.

Fig.7.
Viscoelastograph TDR MIDS

Fig.8.
Spectra Recorder SpR MIDS

The measurements by the devices of the first generation were performed by direct placing the gauge on the horizontal tissue surface and the pressure batching by the gauge weight. The measurements by the devices of the second generation were performed when the pressure batching was realized by the external mechanical devices spring-based (Fig.5.) or lever-based (Fig.6.). The essential advantage of the third generation devices is availability of electronic system for pressure batching of the gauge to tissue, providing possibility of the stable measurements by the hand-held gauge.